440000,г.Пенза ул.Володарского, д.70
440047, г. Пенза
Проспект победы, д. 87
Схема проезда Выбрать филиал

Ава-терапия

В настоящее время не мало людей, столкнувшихся с отклонениями аутистического спектра у детей, уже знают, что такое АВА-терапия (applied behavior analysis или метод прикладного анализа поведения). Однако есть и те, кто не слышал об этой методике, но нуждаются в ней.

Для чего нужна АВА-терапия? Она реально помогает детям с расстройствами аутистического спектра:

  • лучше взаимодействовать с окружающими;
  • повысить способность к обучению;
  • скорректировать отклонения в поведении;
  • достичь нормального для детей конкретного возраста уровня их интеллекта;
  • обучиться необходимым для последующей самостоятельной жизни навыкам.

Эффективность использования

Эффективность использования методов АВА-терапии для аутистов доказана многочисленными научными исследования, опубликованными в рецензируемых журналах за последние несколько десятилетий.

Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, а если нет — не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется.

Все навыки, которые сложно освоить детям с расстройствами аутистического спектра, разбивают на маленькие блоки. Каждый из этих блоков ребенок осваивает отдельно, а затем их объединяют в одно более сложное действие. Так дети учатся слушать и воспринимать речь, доносить свою мысль до собеседника и пр.

Но, эффективное решение задач АВА-терапии попросту невозможно, если занятия проводятся редко и/или нерегулярно. Согласно результатам исследования Ловааса, наилучшие результаты методика дает в случае, если ребенок уделяет занятиям 40 часов в неделю. Если же он тратит только 10 часов, польза АВА-терапии будут минимальной, а результаты, скорее всего, разочаруют родителей и учителей.

С чего начать АВА-терапию?

С самого легкого. Ребенка просят выполнить простое действие (например, взять в руки игрушку) и сразу дают подсказку — показывают, как он должен это сделать. Специалист подсказывает несколько раз, после чего повторяет просьбу, но уже без подсказки. Каждый раз, когда ребенок делает то, о чем его просят, он получает награду. Все неудачные попытки игнорируются.

Когда специалист видит, что его ученик освоил одно действие, он обучает его второму, затем третьему и т.д.

После этого упражнение усложняют: простые действия начинают чередовать. Когда ребенок начинает действовать правильно и без подсказок, обучение снова усложняют. Теперь занятия проводят в непривычных местах — например, на улице. Затем меняются люди, которые просят ребенка выполнить упражнение: в обучение включают родителей, сестер, братьев и пр.

Обучение считается пройденным, если в результате занятий ребенок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения. Например, ему достаточно пару раз показать, как закрывать и открывать дверь ключом, чтобы он смог сделать это сам.

Преимущества методики:

  • Ребенок учится переносить нужную модель поведения из одной ситуации в другую. Благодаря этому он становится более самостоятельным.
  • Хотя обучение занимает много времени, первые положительные результаты появляются сравнительно быстро.
  • Согласно исследованиям, около половины детей, прошедших обучение по программе АВА, могут учиться в обычных школах наравне со сверстниками.
  • Программа очень широка. Она дает все необходимые основы: в частности, ребенок усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно познавать мир и оттачивает навыки самообслуживания.

Недостатки методики:

  • АВА-терапия неэффективна, если ребенок боится чужих людей.
  • Перерывы в занятиях или сокращение их длительности может сказаться на результате.
  • Важно, чтобы родители тоже участвовали в работе и при помощи специалиста организовали дома корректную систему развития.
  • На детей с расстройствами аутистического спектра зачастую слабо действует поощрение. Важно понять, какая награда нужна ребенку, чтобы занятия приносили нужный результат.

Резюме

Основная задача АВА – выявить цель поведения и, учитывая знание цели, смоделировать ненормативное поведение в социально одобряемое. Программа АВА всегда строится на индивидуальной основе и разбивает сложные навыки на мелкие блоки. Перед тем, как использовать метод прикладного анализа поведения, проводится комплексное обследование навыков ребёнка.

В «Центре коррекции «ПРИЗ» обученный в академии АВА — терапии детский психолог, кандидат медицинских наук, проводит программы АВА терапии для детей с аутизмом. Показания к АВА – терапии и диагностику навыков проводит врач-невролог.

Записаться на прием
Перейти к содержимому