440000,г.Пенза ул.Володарского, д.70
440047, г. Пенза
Проспект победы, д. 87
Схема проезда Выбрать филиал

ЗПР (задержка психо-речевого развития)

ЗПР у детей называют задержку психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет.

Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в подростковый период, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.

Причины ЗПР

1. Биологические:

  • различная патологии матери и осложнения во время беременности;
  • инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша;
  • генетика — известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.

2. Социальные:

  • длительное ограничение жизнедеятельности;
  • социальная депривация (ограничения социального взаимодействия с людьми и окружающим миром);
  • дефицит общения;
  • неблагоприятные условия воспитания;
  • лёгкие умственные отклонения у родителей;
  • психотравмы.

Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых: безнадзорность, гиперопека, авторитаризм.

Клиническая картина

Родителям должны быть известны основные симптомы ЗПР, характерные для того или иного возраста.

1 год — ЗПР не диагностируется в 1 год. Но ряд тревожных звоночков могут указывать на склонность к ней:

  • по сравнению со сверстниками малыш стал поздно держать голову, садиться, ползать, поворачиваться, вставать на ножки, гулить, ходить;
  • плохо держит предметы;
  • не может скоординировать движения;
  • мало двигается;
  • неэмоционален.

При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития малыша и при возникновении сомнений консультироваться с педиатром или невропатологом.

2 года — на отклонения указывают:

  • незнание собственного имени
    отсутствие реакции на простейшие вопросы;
  • обильное слюнотечение;
  • нарушения сна;
  • капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия;
  • сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.

3 года:

  • бедный словарный запас (не более 20 слов);
  • дефекты речи;
  • отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела);
  • неспособность оформить связную речь;
  • сложности с выполнением элементарных заданий;
  • неразвитое воображение;
  • однотипность действий в игре;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • быстрая утомляемость;
  • агрессивность, истерия.

4 года — в 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам:

Физические:

  • слабый тонус мышц;
  • кинетоз;
  • нарушения мочеиспускания;
  • головные боли;
  • быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.

Познавательные:

  • невозможность говорить связно;
  • бедный лексический запас;
  • рассеянное внимание;
  • плохая память;
  • неспособность запоминать информацию наглядно или на слух;
  • отсутствие базовых знаний о мире;
  • несформированность познавательной мотивации.

Социальные:

  • агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим;
  • замкнутость, аутизм, погруженность в себя;
  • нежелание участвовать в совместных играх;
  • инфантилизм;
  • перемены настроения.

У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. Её проявления:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • несамостоятельность;
  • лабильность;
  • лёгкая внушаемость;
  • слабость волевых усилий;
  • неуверенность в себе, низкая самооценка;
  • беспричинное беспокойство, повышенный уровень тревожности;
  • мгновенная смена настроения, контрастные эмоции;
  • неадекватная жизнерадостность, весёлость.

Важно знать!!! Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются.

Появляются вторичные признаки: развиваются психосоматические заболевания и внутренние комплексы, ухудшаются когнитивные способности, наблюдается социальная дезадаптация.

В младшем школьном возрасте задержка психического развития проявляется уже более отчётливо. Такие дети отличаются от сверстников и поведением, и способностями к обучению. Поэтому на данном этапе организуется медико-педагогическая комиссия, ставится диагноз и начинается психокоррекционная работа.

Дети с ЗПР гораздо охотнее играют с теми, кто младше по возрасту. Нередко на фоне неудавшихся межличностных контактов развивается социофобия и возникают серьёзные проблемы с социальной адаптацией.

Диагностика

Наличие ЗПР у ребёнка может подтвердить только специальная диагностика. Разобраться в характере и глубине имеющихся нарушений могут профильные специалисты при комплексном обследовании:

  • невролог;
  • врач-психотерапевт;
  • дефектолог;
  • психолог;
  • логопед;
  • педиатр.

Лечение и коррекция

В зависимости от вида ЗПР и индивидуальных особенностей ребёнка профильными специалистами разрабатывается коррекционно-развивающая программа, по которой ему следует заниматься. В неё входят различные блоки, предполагающие комплексный подход к решению имеющихся проблем.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение для детей с ЗПР подбирается индивидуально психотерапевтом или невропатологом. Чаще всего назначаются ноотропы, чтобы: стимулировать ЦНС; улучшить память и умственную деятельность; повысить устойчивость мозга к гипоксии и токсическим воздействиям; активизировать мозговой кровоток.

Микротоковая аккупунктура

Это аппаратное воздействие электрическими микроимпульсами на биоактивные точки, триггерные точки мышц, отвечающие за рефлекторные зоны коры головного мозга. Целенаправленно восстанавливает работу нервной системы именно там, где имеются нарушения. Микротоками выборочно обрабатываются мозговые центры, отвечающие за интеллектуальные способности, речевую активность, дикцию, словарный запас.

БОС – терапия

Это относительно молодая, но очень активно набирающая технология нейротерапии с использованием специального медицинского аппаратно — программного комплекса для регистрации физиологической и патологической информации, в т.ч. о биоэлектрической активности головного мозга. Основной задачей метода является обучение организма саморегуляции. Система позволяет провести психоэмоциональную терапию на основе регистрации и анализа биопотенциалов собственного мозга. При этом пациент получает возможность сознательно менять параметры электрофункциональной активности мозга тем самым восстанавливая или создавая новые межнейронные связи. С помощью инструктора ребенок способен восстанавливать сам нарушенные межнейронные связи между головным мозгом и организмом или его разными отделами путем биологически обратной связи. Данная технология позволяет полностью избавится от недуга на ранних стадиях течения в достаточно короткие сроки.

Психолого-педагогические коррекционные занятия

Ребёнок с ЗПР должен регулярно ходить на занятия психолога. Цель — скорректировать психическое развитие таким образом, чтобы оно улучшило качество его жизни. Среди основных задач:

  • повысить уровень интеллектуального, эмоционального и социального развития;
  • развить крупную и мелкую моторику;
  • расширить словарный запас и понятийный аппарат.

Вовремя и грамотно проведённая психокоррекционная работа даёт положительные результаты.

Общие советы:

  • 1. Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
  • 2. Уделять ребёнку больше внимания, организовывать совместное времяпрепровождение, общаться, задействовать других родственников.
  • 3. Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
  • 4. Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
  • 5. Общаться с другими родителями таких же детей (например, через сообщества в соцсетях).
  • 6. Организовывать общение с ровесниками.
  • 7. Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все.
  • 8. Поручать домашние дела, уход за животными, обучать самообслуживанию.
  • 9. Не повышать голоса, быть терпеливыми, что бы ни произошло.
  • 10. Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.

Резюме

Важно знать! Внимательное наблюдение за психо — эмоциональным поведением ребенка, его возрастным развитием и речью позволит быстро и качественно восстановить имеющиеся нарушения!

В «Центре коррекции «ПРИЗ» опытные специалисты: неврологи, логопеды, психологи помогут установить точный диагноз и подобрать программу коррекции и лечения, эффективную именно вашему ребенку.

Записаться на прием
Перейти к содержимому