440000,г.Пенза ул.Володарского, д.70
440047, г. Пенза
Проспект победы, д. 87
Схема проезда Выбрать филиал

Ринолалия

Что такое Ринолалия?

Ринолалия относится к категории сложных речевых расстройств, значительно ограничивающих формирование функции речи как средства общения и взаимопонимания с людьми.

Ринолалия – это расстройство артикуляции и голосообразования, затрагивающее темп, ритм и произносительную сторону речи, из-за дефектов строения и функционирования речевого аппарата. Дети с ринолалией с раннего возраста находятся под контролем педиатров, ортодонтов, детских хирургов.

Как проявляется ринолалии?

При ринолалии страдает лепетная речь, ребёнок начинает позже говорить, устная речь бедна, невнятна, слова невыразительны, грубо нарушена фонетическая сторона. Недостающие движения артикуляционного аппарата компенсируются напряжением мимических мышц, сдвигом корня языка в сторону и т.п. В школьном возрасте нарушения в устной речи перерастают в дисграфию (нарушение письма) и дислексию (нарушение чтения).

Классификация видов ринолалия?

Классификация ринолалии напрямую зависит от типа и тяжести нарушения строения ротоглотки и носовой полости:

  1. Открытая — в этом случае воздух всегда идет через нос и рот, независимо от того, какой звук произносится. И согласные, и гласные звуки произносятся «в нос».
  2. Закрытая — струя воздуха идет исключительно через ротовую полость. Как следствие возникает понижение тембра, нарушается артикуляция, изменяется звучание носовых звуков.
  3. Смешаная — носовая непроходимость и недостаточная проходимость неба и глотки одновременно.

Коррекция ринолалии

Как правило анатомические дефекты восстанавливаются хирургическим вмешательством путем проведения пластических операций.

Логопедическая работа при ринолалии начинается еще в дооперационный период и продолжается после оперативного вмешательства.

Первый этап включает в себя:

  • разучивание комплексов артикуляционной гимнастики;
  • работу над дыханием;
  • логопедический массаж.

Послеоперационный этап содержит:

  • приведение в норму работы артикуляционного аппарата;
  • постановку и автоматизацию необходимых звуков;
    развитие силы голоса;
  • формирование фонематического слуха;
  • нормализация носового дыхания, устранение назального оттенка речи;
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • предупреждение развития дисграфии;
  • общее развитие речи.

Резюме

Эффективность логопедической работы по преодолению ринолалии во многом зависит от результатов операции — насколько удалось восстановить анатомическую структуру твердого и мягкого нёба и обеспечить подвижность мягкого нёба.

Кроме того, очень большое значение для достижения положительного результата имеет психофизическое состояние ребенка, особенности его поведения и характера, его отношение к занятиям и степень помощи логопеду со стороны родителей.

Прогноз

Ребенку и его родителям необходимо осознать, что при коррекции таких тяжелых нарушений звукопроизношения и речи нельзя ждать быстрых результатов.

Коррекционная работа может продолжаться годы, но результат позволит ребенку развиваться во всех сферах деятельности, учиться, получать необходимые навыки коммуникации, развивать эмоциональную сферу, получить выбранную профессию и реализоваться в жизни.

Записаться на прием
Перейти к содержимому