440000,г.Пенза ул.Володарского, д.70
440047, г. Пенза
Проспект победы, д. 87
Схема проезда Выбрать филиал

Коррекция речи у детей с нарушенным слухом

Какие существуют нарушения слуха?

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровы и активны, росли и учились в обществе своих сверстников, вели полноценный образ жизни. Но как быть, если ребёнку поставили диагноз «сенсоневральная тугоухость»? Что в этом случае делать родителям и на что им в первую очередь нужно направить силы, чтобы помочь ребенку развиваться и не отставать от ровесников?

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха: глухие и слабослышащие.

Глухие дети Слабослышащие дети
могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта (искусственного заменителя «улитки») обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов устная речь этих детей самостоятельно не развивается. Дети-глухиши нуждаются в длительной коррекционно-развивающей помощи. могут иметь разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) — от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов определяется группой специалистов (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные занятия.

Особенности пациентов с проблемами слуха

Дети с нарушенным слухом – это разнородная группа и успех реабилитации зависит от следующих показателей:

  • степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);
  • характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);
  • время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью и позднооглохшие);
  • наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;
  • время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);
  • проведенной медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);
  • уровень речевого развития.

Реабилитация

Разнообразие причин, ведущих к снижению слуха, требует применения различных методов и приемов обучения. Для компенсации нарушенных речевых навыков применяются классические методики сурдопедагогики и инновационные современные разработки и методики, в т.ч. уникальная современная программа «Fast ForWord».

Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа с учетом его образовательных потребностей.

Резюме

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое и социальное развитие ребенка.

Своевременно организованное коррекционное сопровождение позволяет в значительной степени скомпенсировать отклонения в развитии глухих и слабослышащих детей.

Но путь к этому долгий, и успех во многом зависит от веры родителей в ребёнка, и его упорства, организованности, способности следовать советам специалистов и оптимизма!

Записаться на прием
Перейти к содержимому