440047, г. Пенза
Проспект победы, д. 87 Схема проезда Выбрать филиал
Коррекция речи у детей с нарушенным слухом

Какие существуют нарушения слуха?
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровы и активны, росли и учились в обществе своих сверстников, вели полноценный образ жизни. Но как быть, если ребёнку поставили диагноз «сенсоневральная тугоухость»? Что в этом случае делать родителям и на что им в первую очередь нужно направить силы, чтобы помочь ребенку развиваться и не отставать от ровесников?
Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха: глухие и слабослышащие.
Глухие дети | Слабослышащие дети |
---|---|
могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта (искусственного заменителя «улитки») обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов устная речь этих детей самостоятельно не развивается. Дети-глухиши нуждаются в длительной коррекционно-развивающей помощи. | могут иметь разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) — от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов определяется группой специалистов (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные занятия. |
Особенности пациентов с проблемами слуха
Дети с нарушенным слухом – это разнородная группа и успех реабилитации зависит от следующих показателей:
- степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);
- характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);
- время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью и позднооглохшие);
- наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;
- время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);
- проведенной медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);
- уровень речевого развития.

Реабилитация
Разнообразие причин, ведущих к снижению слуха, требует применения различных методов и приемов обучения. Для компенсации нарушенных речевых навыков применяются классические методики сурдопедагогики и инновационные современные разработки и методики, в т.ч. уникальная современная программа «Fast ForWord».
Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа с учетом его образовательных потребностей.
Резюме
Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое и социальное развитие ребенка.
Своевременно организованное коррекционное сопровождение позволяет в значительной степени скомпенсировать отклонения в развитии глухих и слабослышащих детей.
Но путь к этому долгий, и успех во многом зависит от веры родителей в ребёнка, и его упорства, организованности, способности следовать советам специалистов и оптимизма!