440000,г.Пенза ул.Володарского, д.70
440047, г. Пенза
Проспект победы, д. 87
Схема проезда Выбрать филиал

Коррекционные занятия со специалистами

Во всех формах психо-эмоциональных нарушений у детей имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности, которая не соответствуют возрасту. Отставание выявляется также и в мыслительной деятельности (недостатки памяти всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного).

Принимая во внимание все вышесказанное особенным детям необходим особый подход в коррекции. Коррекционные занятия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности.

Во-первых, коррекционное воздействие должно быть направлено на коррекцию и развитие, а также компенсацию тех психических процессов, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для дальнейшего развития.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

При работе с детьми необходимо делать акценты на моменты успеха. Нужно учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и поддерживаемой ситуации успеха. Именно для особенного ребенка ситуация успеха жизненно необходима. Специалисту нужно постоянно создавать педагогические условия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но к формируемым навыкам межличностного взаимодействия.

Также следует учитывать потребности ребенка-дошкольника в общении со сверстниками. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности.

Приемы работы с особенными детьми:

  • специально организовывать и направлять внимание детей;
  • строго отбирать наглядные и дидактические материалы, не перегружать ребенка лишней наглядностью;
  • предоставлять ребенку возможность действовать неоднократно в одних и тех же условиях, многократно повторять пройденный материал, т.к. они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности;
  • дробить задание на части и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу (инструкцию) предельно четко и конкретно, т.к. интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны;
  • не принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления;
  • обращать внимание ребенка на положительный итог его работы;
  • формировать у ребенка позитивное восприятие себя в коллективе;
  • занятие строить по определенной и постоянной схеме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Любое сопровождение детей с задержкой психического, речевого, эмоционального развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Объяснения родителям необходимость и важность коррекционной работы с особенным ребенком позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Родителей детей с психо — эмоциональными нарушениями необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с особенными детьми:

  • 1. Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления (наглядно-образного, логического), памяти, внимания (непроизвольного, произвольного), восприятия.
  • 2. Развитие сенсомоторной сферы. Важным условием для полноценного сенсомоторного развития особых детей является создание специальной развивающей среды: сенсорно-стимулирующего пространства; сенсомоторного уголка в группе детского сада. Важна также качественная подборка дидактических игр и пособий в целях формирования творческих способностей детей. Необходима также смена одного вида деятельности другим, включая в план занятий физкультминутки, заданий для развития мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, развития зрительного восприятия.
  • 3. Развитие познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности, формирование пространственно-временных представлений, развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; развитие творческих способностей.
  • 4. Развитие эмоциональной сферы, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства. Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских проявлений, формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
  • 5. Развитие речи и коммуникативной деятельности, коррекция их недостатков предполагает: целенаправленное формирование функций речи, создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения; стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками.

Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно-оздоровительной, образовательно-воспитательной и социально-педагогической деятельности.

Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.

В структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).
Коррекционно — развивающая работа распределяется между педагогом-дефектологом, детским психологом, логопедом-дефектологом.

Резюме

В условиях специально организованного обучения дети с задержкой психического, речевого и эмоционального развития способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

Знание психологических особенностей детей, учет их индивидуальных возможностей, индивидуальный подход по подбору коррекционных и современных методик аппаратно-програмных коррекций и лечений является непременным условием эффективности коррекционно-развивающего процесса, возможностью преодоления задержки психического, речевого и эмоционального развития.

Коррекционные занятия с особенными детьми в «Центре коррекции «ПРИЗ» проводят опытные специалисты: детские психологи и логопеды-дефектологи, а также применяются методики: мелкая моторика, арт-терапия, песочная терапия, АВА-терапия, логоритмика.

Записаться на прием
Перейти к содержимому