440000,г.Пенза ул.Володарского, д.70
440047, г. Пенза
Проспект победы, д. 87
Схема проезда Выбрать филиал

Дисграфия

Что такое Дисграфия?

Ни один ребенок не может научиться сразу абсолютно грамотно писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречаются закономерные ошибки. Но не у всех детей эти ошибки исчезают.

Дисграфия – это стойкое патологическое расстройство процесса письма, возникающее в результате различных аномалий письменно — речевой деятельности. У человека, страдающего дисграфией, проявляются необычные специфические ошибки письма, не имеющие ничего общего с неграмотностью.

Как распознать дисграфию?

Диагноз «дисграфия» обычно ставится в конце 1-го — начале 2-го класса школы, но уже в дошкольном возрасте можно заметить проявления дисграфии у детей. Некоторые родители и учителя считают специфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснения педагога, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины. Ниже примеры наиболее часто встречающихся ошибок. дисграфического характера.

Ошибки на уровне записи слова

  1. Пропуски согласных (незда — гнезда, журчи — журчит, диктан — диктант, вдрг — вдруг).
  2. Пропуск гласных (цлый — целый, лошдь — лошадь, прфессия — профессия); ребенок не дифференцирует название буквы и звучание звука (ребенок думает, что ша — это одна буква: лошдь).
  3. Замены:
    • оптико-пространственного характера (коробка — кородка, было — било);
    • акустические парафазии — замена свистящих по звонкости — глухости (заяц — заяс, растаял — разтаял);
    • артикуляторные — отражение ошибок устной речи на письме (корова — колова).
  4. Антиципации (уподобление): сквозь — скзозь, письмо — мисьмо, родными — родмыми, пригласили — приграсили, наступила — настутила, в комнату — в комнуту;
  5. Перестановка букв местами: диктант — динтак, диткант.
  6. Добавление лишней буквы: синица — синитца (в звуке ц есть т), декаборь, медведитца.

Ошибки на уровне слогов

  1. Пропуск слогов: корова — рова, свинья — сва, развесила — развела.
  2. Добавление лишнего слога: у ваварот.

Ошибки на уровне слов

  1. Необоснованный разрыв слов по частям: на ступил декабрь, за мерзла речка; черё муха — ребенок вычленяет знакомые слова.
  2. Ошибки комбинированного характера: животное — жевонее, плоды — палбы, щетину — жину, даёт — тоё, целый день — цилойнь, колхозное — халкозная

Ошибки на уровне предложения

  1. Несоблюдение границ слова (ребенок пишет слова вместе, либо делит слово на части, смещает границы слова: идетснег, вседети; на ступил, к ормит).
  2. Несоблюдение границ предложения (отсутствие знаков, обозначающих конец предложения, а начало предложения не знаменуется заглавной буквой).

Коррекция нарушений письма

Специалисты выделяют несколько принципиально разных видов дисграфии в зависимости от источника отклонений на письме, поэтому коррекционный курс подбирается для каждого пациента индивидуально с учетом периода школьного обучения, видов нарушений письма, особенности развития высших психических функции. Как правило, логопедическая коррекция занимает не меньше года, а порой и более. Всё зависит от тяжести дефекта и времени обращения к специалисту. В нашем центре для профилактики и коррекции дисграфии применяются:

  1. Традиционные методы.
  2. Современная инновационная методика, представленная в «Центре коррекции «ПРИЗ» и пока единственная в Пензенской области — «Море Словесности», разработанная ведущими российскими специалистами коррекционной педагогики и помогает получить результат в короткие сроки.
  3. Современная адаптивная эффективная зарубежная методика «Fast ForWord», которая позволяет проводить коррекцию как в условиях Центра, так и в домашних условиях.

Резюме

Нарушение письменной речи – не приговор. Если вовремя заметить проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врачей, логопедов, педагогов и родителей.

Если у вас появились подозрения, что у ребенка проблемы с письмом, то перед обследованием на дисграфию необходимо провести полное обследование зрения и слуха ребенка.

Записаться на прием
Перейти к содержимому