440000,г.Пенза ул.Володарского, д.70
440047, г. Пенза
Проспект победы, д. 87
Схема проезда Выбрать филиал

Аутизм у детей

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Причины аутизма тесно связаны с генетикой, влияющий на созревание связей в головном мозге. При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга.

Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. В настоящий момент известны методы лечения, улучшающие протекание болезни и улучшающие социализацию детей, однако пока не удается полностью излечить от аутизма.

Как выглядят дети с аутизмом

Дети от рождения до 1,5 лет

Отклонениями в детском развитии с рождения до полуторагодовалого возраста является отсутствие следующих поведенческих навыков:

  • улыбки или радостных эмоции на улыбку, мимику, звуки родителей;
  • установление зрительного контакта с матерью во время кормления, или окружающими ребенка людьми;
  • реакции на собственное имя или на знакомый голос;
  • жестикуляции, размахивания руками;
  • использование пальцев для указания на интересующие ребенка предметы;
  • попытки начать разговаривать (гулить, ворковать);
  • мимические просьбы взять его на руки;
  • радость от пребывания на руках.

При обнаружении даже одного из вышеперечисленных отклонений родителям следует обратиться к врачу. Одним из признаков данного заболевания является сверхсильная привязанность к кому-нибудь из членов семьи, чаще всего — матери. Внешне ребенок не демонстрирует свое обожание, но при возникновении угрозы прерывания связи дети могут отказываться от еды, у них возникает рвота или поднимается температура.

Дети от года до 3 лет

  • Дети продолжают быть закрытыми в себе и безэмоциональными.
  • Плохо говорят, но чаще всего не говорят вовсе или в 15 – 18 месяцев дети могут прекратить говорить.
  • Замечается отстраненный взгляд, ребенок не смотрит в глаза собеседнику.
  • Очень рано такие дети начинают себя обслуживать, тем самым обеспечивая себе все большую независимость от окружающего мира.
  • Когда они все-таки начинают говорить, то окружающие замечают, что себя они называют во втором или третьем лице. Например, «Миша хочет пить» или «Хочешь пить». На вопрос: «Хочешь ли ты пить?» они отвечают: «Он хочет пить».
  • Расстройство речи, наблюдаемое у детей раннего возраста, проявляется в эхолалии. Они повторяют отрывки фраз или словосочетания, услышанные из уст других людей.
  • Часто наблюдаются вокальные тики, которые проявляются в непроизвольном произношении звуков, слов.
  • Дети начинают ходить, и внимание родителей привлекает их походка. Часто наблюдается ходьба на цыпочках, с размахивающими руками (как бы имитируют бабочку).
  • В психомоторном плане дети с аутизмом могут быть гиперактивными или гипоактивными. Дети находятся в постоянном движении, но их движения при этом стереотипные. Они раскачиваются на стуле, совершают ритмичные движения туловищем. Их движения однообразные, механические.
  • При изучении нового объекта (например, если мама купила новую игрушку) они тщательно обнюхивают его, ощупывают, трясут, пытаясь извлечь какие-то звуки.
  • У ребенка появляются не совсем обычные занятия и увлечения. Он часто играет с водой, включая и выключая кран, или с выключателем света.
  • Внимание родственников привлекает тот факт, что малыш очень редко плачет, даже когда ударяется очень сильно. Редко просит что-то или хнычет.
  • Ребенок-аутист активно избегает общества других детей. На детских днях рождения, утренниках он сидит один либо же убегает. Иногда в компании других детей аутисты могут становиться агрессивными. Их агрессия, как правило, направлена на себя, но также может и проецироваться на окружающих.
  • Зачастую такие дети производят впечатление избалованных. Они избирательны в еде, не уживаются с другими детьми, у них формируется много страхов. Чаще всего, это страх темноты, шумов, определенного вида транспорта. В тяжелых случаях дети боятся всего — выходить из дома, покидать свою комнату, оставаться в одиночестве. Страх перед этим неизвестным миром является главной эмоцией ребенка. Чтобы противостоять смене обстановки и ограничить страхи они нередко закатывают истерики.

Дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

У детей этой возрастной группы на первый план выступают трудности с социальной адаптацией. Ребенок не проявляет интереса к сверстникам, ему не нравится новая обстановка. На такие перемены в своей жизни он реагирует бурным психомоторным возбуждением.

Свои игрушки малыш начинает раскладывать в определенном порядке, чаще всего по цвету или по размеру. Окружающие замечают, что по сравнению с другими детьми в комнате малыша-аутиста всегда определенный уклад и порядок. Привычка все и всегда находить на своих местах вызывает у ребенка чувство комфорта и защищенности.

Если ребенок этой возрастной группы не был проконсультирован специалистом, то он еще больше замыкается в себе. Прогрессируют расстройства речи. Нарушить привычный уклад жизни аутиста становится все сложнее. Попытка вывести ребенка на улицу сопровождается бурной агрессией. Пугливость и страхи могут модифицироваться в обсессивное поведение, в ритуалы. Это может быть периодическое мытье рук, определенные последовательности в еде, в игре.

В психомоторном плане они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте. У них отмечаются трудности с управлением своими движениями. Также у аутистов часто наблюдается компульсивное поведение — они намеренно выполняют свои действия по определенным правилам, даже если эти правила идут вразрез с социальными нормами.

Дети старше 6 лет

Школьники-аутисты могут посещать как специализированные учебные заведения, так и школы широкого профиля. Если у ребенка не отмечаются расстройства в интеллектуальной сфере и он справляется с обучением, то наблюдается избирательность его любимых предметов. Как правило, это увлечение рисованием, музыкой, математикой.

Однако даже при пограничном или среднем интеллекте у детей наблюдается дефицит внимания. Чаще чем у других у аутистов наблюдаются трудности с чтением – формируется дислексия.

В тоже время в одной десятой случаев дети с аутизмом демонстрируют необычные интеллектуальные способности. Это могут быть таланты в музыке, искусстве, у них уникальная память.

Дети, у которых отмечается снижение интеллекта или значительный уход в себя, занимаются по специализированным программам.

На первом месте в этом возрасте отмечаются речевые расстройства и социальная дезадаптация. К речи ребенок может прибегать лишь в случае острой необходимости с целью сообщить о своих нуждах. Однако и этого он старается избегать, начав себя обслуживать очень рано. Чем хуже развит язык общения у детей, тем чаще они проявляют агрессию.

Отклонения в пищевом поведении могут приобретать характер серьезных нарушений вплоть до отказа от еды. Для детей-аутистов большое значение имеет, как выглядит еда.

Важно знать!!! Если диагноз Аутизм был поставлен на раннем этапе и были предприняты меры и началось лечение, то многие дети могут неплохо адаптироваться. Некоторые из них заканчивают общеобразовательные учебные заведения и осваивают профессии. Лучше всего адаптируются дети с минимальными речевыми и интеллектуальными расстройствами.

Какие тесты помогут выявить аутизм у ребенка?

Цель использования тестов заключается в выявлении риска наличия аутизма у ребенка. Результаты тестирования не являются основанием для постановки диагноза, но представляют собой повод для обращения к специалистам.

Оценивая особенности детского развития, следует учитывать возраст ребенка и использовать тесты, рекомендованные для его возраста.

Тестами для диагностики аутизма у детей являются:

  • Оценка детского поведения по общим показателям развития – от рождения до 16 месяцев;
  • M-CHAT тест (модифицированный скрининговый тест на аутизм) – рекомендован для детей от 16 до 30 месяцев;
  • Шкала аутизма CARS (рейтинговая шкала аутизма у детей) – от 2 до 4 лет;
  • Скрининговый тест ASSQ – предназначен для детей от 6 до 16 лет.

Способами выявления симптомов, свидетельствующих в пользу аутизма, являются:

  • наблюдение за ребенком в социуме;
  • анализ навыков невербальной и вербальной коммуникации;
  • изучение интересов ребенка, особенностей его поведения;
  • проведение тестов и анализ полученных результатов.

Формы аутизма

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

  • достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
  • нормальные навыки речи, внятность речи;
  • наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
  • проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
  • нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
  • эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.

Синдром Ретта

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:

  • глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
  • полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
  • замедление роста головы после года;
  • утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
  • частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
  • ухудшение координации движений;
  • отсутствие речи.

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллельно с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

Как лечить аутизм?

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание?

Аутизм полностью не излечивается, однако при помощи современных методов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире.

Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с врачами, инструкторами и преподавателями, выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может привести к большим успехам.

Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:

  • необходимо четко осознать, что ребенок не такой, как другие;
  • следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
  • следует регулярно встречаться и заниматься со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:

  • формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
  • постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
  • учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
  • вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
  • учат играть в ролевые игры;
  • учат устанавливать эмоциональный контакт.

Поведенческое лечение аутизма у детей

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдается за поведением ребенка — аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корригировать поведение ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.

Логопедическое лечение

Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.

Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме

У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий. АВА- терапия специально разработанная методика по адапатции детей аутистов и выработке навыков самообслуживнаия.

Микротоковая рефлексотерапия для активизации речевых зон, улучшения сна и поведения

В случае реабилитации речевых зон у детей, перед лечением нужно точно определить о каком именно поражении идёт речь.

Именно с того момента, когда врач определил степень поражения речевых зон, причины ухудшения сна и другие поражения и начинается подбор индивидуальной схемы лечения.

Такой метод лечения позволяет произвести активизацию тех зон коры головного мозга, которые отвечают за понимание речи, хранение и воспроизведение информации в головном мозге. Ещё одним плюсом такого лечения является активизация тех структур головного мозга, которые отвечают за физическую координацию, за активность речевого и дыхательного аппарата, за сон, за нарушение поведение.

БОС — терапия

БОС – терапия по принципу биологической обратной связи. БОС-терапия позволяет ребенку эффективно обучиться контролировать собственное поведение, самостоятельно управлять своей активностью и получить навыки саморегуляции, необходимые для успешного усвоения знаний и обучения в школе. Сеансы БОС-терапии воспринимаются как веселая игра, что создает мотивацию для занятий и, следовательно, позволяет лучше концентрироваться и заниматься с интересом.

Кроме этого эффективны и другие методики лечения: микрополяризация, электросон, биоакустическая коррекция, музыкотерапия, сенсорная интеграция, арттерапия, иппотерапия и др. Важен индивидуальный подход. Одному ребенку эффективен один метод, второму – мало эффективен.

Важно уметь управлять этим процессом и вовремя менять методики. Для этого необходим постоянный контакт между родителями и семейным врачом, сопровождающим весь период развития ребенка.

Медикаментозная терапия

К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.

Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.

Не допустимо родителям самостоятельно давать ребенку лекарственные препараты.

Медикаментозная терапия проводиться строго по назначению врача и под его контролем!

Резюме

Важно знать!!!! Даже в самых тяжелых случаях упорная совместная коррекционная работа всегда дает положительную динамику: ребенок может стать адаптированным, общительным и самостоятельным.

Специалисты «Центра коррекции «ПРИЗ» подберут персональный и максимально эффективный комплекс методик по лечению аутизма. Мы максимально погружаемся в проблему и готовы с особой заботой помогать особым детям при полноценном участии родителей! Несмотря на тяжесть нарушений, все-таки возможна успешная социализация детей — аутистов — приобретение навыков самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями.

Записаться на прием
Перейти к содержимому